Вопросы госмонополии на алкогольном рынке обсуждали на парламентских слушаниях 6 октября в Госдуме
6 октября Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму провел парламентские слушания на тему "Законодательные проблемы государственной монополии на алкогольном рынке Российской Федерации". В слушаниях участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минэконоразвития РФ, Счетной палаты, органов власти регионов, руководители крупнейших предприятий и ассоциаций алкогольного рынка, научная общественность. Открывая парламентские слушания, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Катренко подчеркнул, что задача, которую ставила перед собой Государственная Дума ? это обсуждение и оценка необходимости введения государственной монополии на алкогольном рынке России. В.Катренко напомнил участникам слушаний, что с 1 января 2006 года вступает в силу закон серьезно меняющий систему государственного регулирования отрасли. "По сути, речь идет о масштабной реформе системы госрегулирования алкогольного рынка", ? подчеркнул заместитель Председателя Госдумы. Приоритет, по его словам, законодательно отдан "перспективному информационному, а не административному контролю, неизбежно уходящему в прошлое". К решению вопроса организации монополии на этом рынке необходимо подходить "взвешенно и осторожно", считает В.Катренко. Прежде всего речь должна идти об усилении прозрачности этого рынка, усилении борьбы с нелегальным производством, усилением уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства. "Актуальной темой нашего обсуждения должен стать вопрос повышения социальной ответственности алкогольного бизнеса, принятие ими внутренних правил саморегулирования добросовестного поведения на рынке, привлечение их к реализации госпрограмм оздоровления нации", ? заключил депутат. Председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов выступая на слушаниях, подчеркнул, что "государство будет усиливать свое влияние на алкогольном рынке". И речь идет прежде всего о введении в действие Единой Государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Система сделает рынок отрасли прозрачным. Однако для полной прозрачности, а значит более "эффективного и полного контроля" отрасли, необходимо в эту систему включить сведения о розничной реализации алкогольной продукции. В.Драганов также отметил, что вместо повышения качества налогового и таможенного администрирования, сбора акцизов с алкогольной продукции, в проекте федерального бюджета на 2006 год предусмотрен вывод из вышеуказанной системы импорт алкогольной продукции. Это по мнению депутата, может привести к резкому увеличению поступления некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, поскольку с 1 января упразднен режим специального лицензирования алкогольной продукции. "Это положение надо менять", ? подчеркнул председатель Комитета. Председатель Правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, возглавляющий экспертный совет Комитета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассказал об итогах работы и рекомендациях совета. Совет отмечает, что государственное управление предприятиями на российском алкогольном рынке малоэффективно. Анализ предложений о создании посредника на рынке спирта в лице госкомпании показывает, что к улучшению ситуации это не приведет. Экспертный совет рекомендует считать нецелесообразным введение госмонополии на любое из звеньев алкогольного рынка ? производство, оптовая торговля или розница ? до изучения опыта реализации 102-го закона, вступающего в силу с нового года. Члены совета считают, что осуществление закупок и поставок этилового спирта исключительно через Государственную алкогольную компанию (ГАК) может привести к ухудшению ситуации на рынке, падению легального производства, снижению сбора акцизов и росту коррупционной составляющей. Кроме этого экспертный совет считает недопустимым какие-либо льготы по налогообложению алкогольной продукции. А также выпуск "казенной" водки с льготным налогообложением. Замдиректора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Петр Пустеленин подчеркнул, что министерство считает введение госмонополии на этом рынке противоречит федеральному законодательству: Конституцией РФ гарантируется поддержка конкуренции и свободы предпринимательской деятельности и запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию. П.Пустеленин отметил, что борьбу с нелегальным оборотом алкогольной продукции надо вести через усиление соответствующих налоговых и правоохранительных мер. Генеральный директор ФГУП "Росспиртпром" Петр Мясоедов озвучил мнение целого ряда руководителей спиртзаводов о необходимости создания единого федерального органа управления ликеро-водочной отраслью. Александр Немцов, возглавляющий отдел информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, призвал участников слушаний озаботиться не столько борьбой с теневым алкоголем и качеством водки, сколько количеством выпиваемого алкоголя россиянами. "Борьба за здоровье нации должна быть комплексной. Введение монополии на спирт без кардинального изменения социальной ситуации в стране не уменьшит число смертей от водки", ? подчеркнул медик. Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев, возглавлявший несколько лет рабочую группу по 102-му закону, призвал не торопиться с выводами быть ил не быть госмонополии на алкоголь, а проанализировать в следующем году первые результаты действия закона и, при необходимости, совместными усилиями подготовить необходимые поправки. Подводя итоги, Валерий Драганов подчеркнул, что никаких рекомендаций слушаний намеренно не предполагалось, "поскольку тема эта не закрывается этим обсуждением". Он призвал всех участников слушаний, заинтересованные стороны к продолжению открытого обсуждения этой темы. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ