Аспекты развития российских автомобильных дорог обсуждали на парламентских слушаниях в Государственной Думе 4 октября
4 октября Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям провел парламентские слушания на тему: "Автомобильные дороги России: правовые и финансовые аспекты развития". В слушаниях участвовали представители Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, руководители ряда регионов, представители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза транспортников России, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Российской Ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "АСПОР" и др. На слушаниях рассматривались вопросы совершенствования законодательной базы в области дорожного строительства, а также финансирования и привлечения инвестиций в отрасль. Открывая парламентские слушания, председатель Комитета Мартин Шаккум отметил, что вопросы развития автомобильных дорог не раз поднимались в Госдуме. Но если раньше речь шла о необходимости увеличения финансирования отрасли, то пришло время когда по мнению М.Шаккума прежде всего "необходимо говорить об эффективности использования бюджетных средств, направляемых на дорожное строительство". А их, по настоянию Госдумы, только в этом в этом году дополнительно будет выделено 25 млрд. рублей. "Дорожникам необходимо овладеть методами и формами государственной поддержки в этом направлении ? лизинг, госгарантии, субсидирование процентной ставки и т.д. Отрасль должна быть готова к освоению этих средств. Необходимо усилить контроль за качеством выполненных работ и за расходованием бюджетных средств". По словам М.Шаккума, Правительству в первую очередь необходимо сосредоточиться на разработке и реализации новой редакции подпрограммы "Автомобильные дороги". Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, напомнил, что "автомобильные дороги ? это важнейшая часть экономической стратегии России". К сожалению, состояние дорог, и в первую очередь дорог общего пользования, не соответствуют стандартам. Так на сети федеральных дорог, по данным диагностики транспортно-эксплуатационного состояния 56% протяженности прочных дорог ниже норматива, 37% протяженности ? имеют неудовлетворительную ровность покрытия, в режиме перегрузки движения работают около 28 % дорог. Положение дорог в субъектах еще сложнее. Так, например, 56 тысяч населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием вообще. Эти показатели, по словам А.Мишарина, были заложены при корректировке ФЦП "Модернизация транспортной системы России" и ее подпрограммы "Автомобильные дороги". Министерство транспорта считает, что система мер реализации программы должна иметь два основных, равноправных аспекта. Первое, это создание эффективной системы финансирования автомобильных дорог общего пользования, которая "будет способна обеспечить стабильный уровень расходов необходимых для сохранения ровности и прочности существующих дорог, а также расширение сети для снятия перегрузки движения на дорогах", отметил замминистра. Средства на это в бюджете заложены. Так на ремонт и содержание в 2006 году будет выделено 43 млрд. рублей, что почти в два раза больше, чем в 2005-м. И здесь необходимо будет жестко контролировать как само качество дорог, так и качество освоения бюджетных средств. Отдельная проблема ? финансирование территориальных дорог. При недофинансировании в 2002 ? 2004 годах со стороны субъектов российской Федерации около 225 млрд. рублей. После вступления в силу 131-го и 122-го законов отмены закона "О дорожных фондах" и ликвидации дорожных фондов в большинстве субъектов положение стало еще сложнее. Вместе с тем, по словам А.Мишарина, развернута работа по привлечению внебюджетных источников финансирования. Планируется реализация четырех пилотных проектов платных дорог с применением механизма государственно-частного партнерства. Руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, говоря об эффективности использования бюджетных средств, подчеркнул, что агентство перестало "размазывать кашу ложкой по тарелке" и перешло к реализации конкретных проектов, с конкретными сроками, и эффективностью отдачи ? программа строительства мостов, программа приоритетных транспортных коридоров, программа подходов к границе, программа пересечения федеральных дорог с железнодорожными переездами, программа ликвидации очагов аварийности. Второй аспект ? создание законодательной и нормативно-правовой базы функционирования дорожного хозяйства. Участники слушаний были единодушны считая, что многие аспекты деятельности в дорожном хозяйстве остаются нормативно неурегулированными по причине отсутствия ключевого отраслевого закона ? "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", работа над которым ведется уже более семи лет. Этот закон закрепит на законодательном уровне нормы и порядок проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог; порядок отвода и использования полос отвода и придорожных полос; организации финансирования и управления дорожным хозяйством. До настоящего времени в Государственную Думу также не внесен проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах", разработанный Минтрансом. Участники парламентских слушаний в целом поддержали концепцию подготовленного законопроекта, отметив при этом, что платные дороги не решают проблему развития автомобильных дорог России в целом, но могут повысить эффективность функционирования дорожной инфраструктуры на наиболее значимых участках. Его внесение в Госдуму, по словам А.Мишарина, намечено на IY квартал этого года. В рекомендациях слушаний также отмечается, что существующая нормативная база не создает условий для прихода в отрасль инвестиций частного капитала. Так, закон "О концессионных соглашениях", по мнению участников слушаний, не отражает всех специфических аспектов потенциальных проектов государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве. В частности, на законодательном уровне остаются не урегулированными вопросы использования придорожных территорий, что затрудняет реализацию концессионных механизмов. В целом, в решении слушаний указывается на необходимость урегулирования вопросов земельной собственности, в частности, сегодня законодательно не закреплено понятие "резервирование земель", не урегулированы вопросы изъятия и предоставления земель в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог. Отдельно участники слушаний коснулись проекта федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", разработанного Советом Федерации. Концепция законопроекта, предусматривающая создание системы целевых бюджетных дородных фондов субъектов Федерации и муниципальных образований, была в целом одобрена участниками слушаний. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ