Научить распознавать ложь и манипуляцию - участники дискуссии о цивилизационном наследии России
28 февраля под председательством Ирины Яровой состоялось заседание рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия России.
Участники заседания обсудили, что должно войти в раздел "Цивилизационного наследия России" стандартов общего образования.
Это должен быть не каталог и не перечень, а ценностные ориентиры, уверена И.Яровая. "Без духовно-нравственных смыслов сформировать цивилизационное наследие не получится", - отметила она, предложив на законодательном уровне сформулировать такие понятия, как "воспитание" и "цивилизационное наследие".
В то же время И.Яровая подвергла сомнению планы Министерства образования и науки вернуть в школу психологов, на что, по ее словам, предлагается потратить значительные средства.
"Детям нужны не психологи, а воспитатели, - сказала И.Яровая. - И деньги надо тратить на воспитателей, профессиональных, содержательных и интересных. А то что сегодня предложено тестировать всех детей и родителей, это, знаете, похоже на умопомрачение. Это направление не традиционное для русской школы. В России всегда воспитание было главным. На что уж нужно закладывать серьезный бюджет, так это на оплату труда классных руководителей".
Депутат предложила обратиться к министру с просьбой пересмотреть подход.
Обновить концепцию духовно-нравственного воспитания предложил президент Института мобильных образовательных систем Александр Кондаков.
"Прошло 10 лет. Мы живем в других информационных, социально-экономических условиях, - аргументировал он, предложив учить детей основам безопасности пользования современными технологиями и коммуникациями, включая соцсети. - Через три-пять лет мы окажемся в ситуации социальных платформ, формирующих нормы и правила поведения.
Эксперт нашел уязвимость и в законе об образовании, в соответствии с которым образовательные организации сами формируют свои учебные программы. По словам А.Кондакова, рабочие программы по предметам учителя зачастую скачивают из Интернета. Их содержание подчас вызывает большие сомнения.
И.Яровая согласилась, что проблема существует. "Со временем цифровая копилка знаний будет заполнена таким ядом, что докопаться до живого источника знаний станет невозможно", - сказала она.
Политолог Сергей Михеев предложил свести к минимуму потребность школьников и студентов в свободном поиске информации в Интернете. Для выполнения школьных заданий нужны списки рекомендуемой литературы.
"Иначе мы посылаем ребенка туда, не знаю куда, найти то, не знаю что, а потом удивляемся, откуда у него та или иная интерпретация. Цивилизационное наследие надо защищать", - подчеркнул он, предложив разработать законодательные меры регулирования Интернета.
И.Яровая согласилась с экспертом в той части, что воспитание и
образование должны сформировать у ребенка иммунитет ко лжи, научить
распознавать обман, мошенничество и манипуляцию сознанием.
01.03.2018