Программа модернизации объектов энергогенерации требует тщательной разработки критериев их отбора и финансирования
19 февраля Комитет Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального провел "круглый стол" на тему: "Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования".
Предметом обсуждения стала программа привлечения инвестиций в модернизацию российской генерации. Сегодня средний возврат оборудования в отрасли составляет 34 года, более 30% оборудования старше 45 лет. В ноябре 2017 г. по итогам совещания у Президента России была в целом одобрена новая программа модернизации на основе ДПМ (договоров на предоставление мощности), известная как ДПМ-штрих. Первая программа ДПМ, запущенная в ходе реформы электроэнергетики, позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в стране. Сейчас проекты ДПМ в основном завершены или подходят к завершению.
Открывая мероприятие, председатель Комитета по энергетике Павел Завальный заявил: "Прежде всего, важно определиться не просто с критериями отбора объектов для модернизации, но и с объемом мощностей, которые необходимы электроэнергетике для удовлетворения спроса на тепло и электроэнергию в среднесрочной перспективе, с учетом имеющейся на сегодня избыточной мощности и значительного потенциала развития распределенной энергетики. Мнения экспертов отрасли по этому вопросу расходятся. Нужно понять, какую конфигурацию генерации мы хотим получить, какое должно быть соотношение централизованной и распределенной энергетики, различных видов генерации, что делать с неэффективными мощностями, как и когда выводить их из употребления".
При этом, по словам председателя профильного Комитета, важно определить критерии модернизации, так как "есть опасения, что программа в ее нынешнем виде даст продление ресурса крупных традиционных электростанций, но не принесет повышения эффективности". По его мнению, обязательным условием вложения средств в модернизацию генерации по схеме ДПМ-штрих должно быть повышение ее экономической и экологической эффективности как минимум на 20% и более, "но такая модернизация за счет потребителя не имеет смысла".
Заместитель Министра энергетики России Вячеслав Кравченко отметил, что решение об использовании механизма ДПМ-штрих основано на тщательном анализе той рыночной среды, которая сложилась в результате реформы электроэнергетики. "Конечно, в вопросе финансирования модернизации генерации можно идти более "правильным" рыночным путем, но результаты, ценовые последствия таких решений в условиях того несовершенного рынка, который мы имеем, боюсь, не устроят никого" - подчеркнул он.
По мнению Минэнерго, при консервативном сценарии развития спроса на электроэнергию риски возникновения дефицита могут появиться уже в 2023-25 годах. Объем необходимой модернизации составляет порядка 40 гВт. Величина средств, которые высвобождаются по программам ДПМ в действующих тарифах с 2021 года и могут быть направлены на новую программу, оценивается Министерством энергетики в 3,5 трлн руб. к 2035 году. При этом необходимо, в первую очередь, финансировать модернизацию тепловой генерации, а все остальные виды ? АЭС, ГЭС, станции на ВИЭ - должны быть допущены к программе по остаточному принципу.
Важно, чтобы в программе ДПМ-штрих были учтены недостатки ДПМ. Например, ДПМ строились не всегда с полноценным анализом того, где и что необходимо построить. В результате часть новых объектов оказались недостаточно востребованы. ДПМ-штрих предполагает конкурентный отбор по годам, при этом инвестор должен будет заявить определенный набор мероприятий по модернизации и будет нести ответственность за невыполнение этих обязательств. Ключевым условием запуска программы является неувеличение платежей потребителей выше инфляции. По мнению министерства, речь идет о конечной цене на энергию, при этом стоимость энергии на оптовом рынке также не должна расти выше инфляции.
Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Головин подчеркнул, что для соблюдения данного условия необходимо провести предварительную оценку социально-экономических последствий запуска программы ДПМ-штрих по годам, и с учетом уже имеющихся нерыночных доплат (поддержка развития АЭС, ВИЭ, мусоросжигающих заводов, регионов Дальнего Востока и так далее).
Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Андрей Габов озвучил ряд отличий в подходе его министерства к программе ДПМ-штрих. Прежде всего, считают в ведомстве, к программе должны быть допущены не только ТЭС, но и другие генераторы ? АЭС, ГЭС, ВИЭ. Кроме того, конкурс проектов должен быть проведен по всем объектам сразу, чтобы добиться максимальной конкуренции, а к отбору проектов на этапе сравнения по капитальным затратам привлечь потребителей энергии.
Одной из наиболее острых тем для обсуждения на "круглом столе" стала тема критериев отбора проектов для участия в модернизации. Заместитель директора департамента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Олег Токарев отметил, что одним из важнейших критериев должна быть значительная, до 80%, степень локализации оборудования ТЭС, модернизирующихся по программе ДПМ-штрих. Задачи значительного повышения экологичности и эффективности оборудования могут быть достигнуты через обязательство использовать только оборудование, соответствующее уже разработанным справочникам наилучших доступных технологий. Соответствующее российское оборудование уже существует и внесено в эти справочники. Помимо прочего, использование данных критериев даст мультипликативный эффект и для смежных отраслей, прежде всего, энергетического машиностроения.
Заместитель директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев предложил обратить внимание на критерии отбора по виду топлива. Связано это, прежде всего, с теми рисками, которые возникают из-за снижения конкурентоспособности угольной генерации при имеющихся ценах на газ на внутреннем рынке и неразвитой межтопливной конкуренции. Иначе можно потерять угольную генерацию, что ощутимо ударит по угольной отрасли в целом и может привести к потенциальному росту социальной напряженности в угледобывающих регионах страны.
Генеральный директор НП Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев поставил под сомнение сам подход, при котором модернизацию генерирующих мощностей фактически вновь должны оплачивать не энергетические компании, а промышленные потребители. Генерирующий комплекс, по его мнению, имеет достаточные ресурсы для обновления мощностей в рамках действующих рыночных механизмов и значительный потенциал для повышения собственной эффективности. Сегодня уже существуют механизмы, которые позволяют поставщикам получать достаточные объемы маржинальной прибыли в секторах РСВ, КОМ и на рынках теплоснабжения, и некоторые из них уже проводят техническое перевооружение за их счёт. Дополнительные возможности для инвестиций в тепловую генерацию должна дать и утвержденная в прошлом году модель ценообразования по методу "альтернативной котельной". В предлагаемом виде, по мнению Василия Киселева, программа может негативно сказаться на стоимости электроэнергии для промышленных потребителей, а значит, конкурентоспособности российской экономики, привести к консервации технологической отсталости тепловой генерации, снижению привлекательности высокотехнологичных инвестиций в нее, а также будет способствовать ускорению ухода потребителей на собственную генерацию.
Руководитель направления "Электроэнергетика" Энергетического центра Сколково Алексей Хохлов акцентировал внимание участников дискуссии на недостаточном учете потенциала развития распределенной энергетики. "Складывается впечатление, что ни основные игроки отрасли, ни регуляторы в принципе не берут в расчет мировой тренд изменения парадигмы развития энергетики и роли в этом распределенной энергетики и других новых технологий. Они не учитывают их потенциала, выбирая путь наращивания мощностей традиционных крупных электростанций", - заявил он.
Депутат Государственной Думы Виктор Зубарев, считая программу ДПМ перспективной, заявил о необходимости соблюдения "интересов и государства, и энергетиков, и, что очень важно, потребителей". По его убеждению, "программа модернизации должна включать в себя нормативный компонент, подразумевающий обязательное использование только самых передовых технологий, в том числе и в рамках перехода России к цифровой экономике".
Подводя итог дискуссии, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Сергей Есяков выразил надежду, что представители федеральных органов исполнительной власти прислушаются ко всем аргументам, высказанным участниками и экспертами отрасли, потребителями энергии, и значительно усовершенствуют перечень критериев отбора проектов для программ ДПМ-штрих, внесут в него инвесторов, собственников объектов генерации на уровне не менее 50%. Только так, по мнению депутата, можно будет решить основные задачи и добиться повышения экономической и экологической эффективности генерации при соблюдении условия роста стоимости электроэнергии не выше инфляции.
Итогом обсуждения проблем привлечения инвестиций в модернизацию объектов электрогенерации в рамках "круглого стола" станут детальные рекомендации Комитета по энергетике в адрес профильных органов государственной власти.