Дневное (дополнительное) пленарное заседание Государственной Думы 15 февраля
На дневном пленарном заседании председательствовали Вячеслав Володин, Александр Жуков и Иван Мельников.
Депутаты продолжили рассмотрение законопроектов первого чтения:
В части установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков проект федерального закона ? 55887-7 "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" представил депутат Государственной Думы Вадим Деньгин.
Он назвал инициативу законопроектом "многодетных отцов", поскольку предлагается "избавить от уплаты транспортного налога многодетных автомобилистов", управляющих автомобилями до 200 лошадиных сил.
В содокладе от профильного Комитета по бюджету и налогам Ильдар Бикбаев не рекомендовал принимать данную инициативу в первом чтении, так как у субъектов Федерации есть право урегулировать на региональном уровне предоставление каких-либо льгот по транспортному налогу, в том числе и предоставления льгот многодетной семье.
И.Бикбаев подчеркнул, что в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса транспортный налог относится к региональным налогам и согласно статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме. Кроме этого, Бюджетным кодексом предусмотрено, что транспортный налог является одним из основных источников формирования дорожных фондов субъектов Федерации. Введение предлагаемой налоговой льготы приведет к снижению финансирования строительства, ремонта и содержания дорожной сети.
В заключении Комитета отмечается, что "финансово-экономическое обоснование к рассматриваемому законопроекту не содержит механизма и источников компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации".
В обсуждении участвовали: Сергей Иванов, Владимир Сысоев, Айрат Фаррахов, Андрей Альшевских. Депутаты интересовались, почему налоговая льгота предлагается только для этой категории граждан.
В ходе ответов на вопросы автор инициативы Вадим Деньгин и в выступлении от фракции ЛДПР Андрей Андрейченко указывали на отсутствие равного отношения ко всем гражданам, в целом. По их словам, льготами пользуются только некоторые категории, а поддержка многодетным семьям необходима, в первую очередь.
С поддержкой концепции и направленности законопроекта выступил Николай Осадчий (КПРФ), который, признавая, что у большинства регионов бюджеты недофинансированы, отмечал, что "убыль населения порядка 154 тысяч ежегодно заставляет демографическую проблему решать", предлагая субсидировать из федерального бюджета недополучение транспортного налога.
О поддержке законопроекта также заявил представитель фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Ионин.
Айрат Фаррахов от имени фракции "Единая Россия" аргументировал необходимость отклонения законопроекта, говоря о выпадении налогооблагаемой базы из бюджетов регионов, так как это их компетенция по освобождению от транспортного налога на местах. Кроме того, А.Фаррахов указал на дискриминационный подход инициативы ЛДПР по отношению к другим категориям граждан - одиноким матерям.
Законопроект отклонен.
? 987567-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", уточняющий порядок голосования на выборах и референдумах в Российской Федерации и административную ответственность за нарушения избирательного законодательства, предлагал поддержать депутат фракции ЛДПР Сергей Иванов, а также рассказал о предыстории подготовки данной инициативы и личном опыте участия в выборных кампаниях.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы ?67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ?19 "О выборах Президента Российской Федерации", ?20 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предполагается изменить порядок составления списков избирателей, участников референдума, произвести корректировки порядка голосования избирателей на избирательном участке и вне помещения, а также усилить административную ответственность, установив новые составы административных правонарушений, посягающих на реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России.
Заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин выступил против изменения принципов формирования списков избирателей, предлагаемых законопроектом. Более того, ужесточение административной ответственности, по мнению профильного Комитета, является чрезмерной, на документ поступил отрицательный отзыв Правительства.
В обсуждении также участвовали Андрей Андрейченко, Николай Коломейцев и Василий Максимов.
Законопроект отклонен.
Инициативу группы депутатов фракции "Справедливая Россия" - ? 1117575-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации" - представила один из авторов Галина Хованская.
Законопроектом предлагается наделить Правительство полномочием по установлению предельных индексов изменения размера взноса на капитальный ремонт по каждому субъекту Федерации.
Депутат Государственной Думы Иван Абрамов представил законопроект фракции ЛДПР ? 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации". Документ ограничивает повышение минимального размера взноса на капитальный ремонт прогнозируемым в текущем году уровнем инфляции.
В содокладе по законопроектам ? 1117575-6 и ? 6884-7 заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев рекомендовал отклонить оба документа. По его словам, нормативным документом, Приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года ? 454/пр, данная сфера регулируется с учетом региональных особенностей, поэтому на уровень Правительства данную сферу выносить, по его словам, не стоит.
Кроме того, установление максимального индекса изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт, по мнению Комитета, приведет к невозможности сближения минимального размера взноса на капитальный ремонт с необходимым размером взноса, а результатом будет недофинансирование региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с недостаточной наполняемостью фондов капитального ремонта.
В обсуждении участвовали: Николай Коломейцев, Сергей Иванов, Кирилл Черкасов и другие депутаты.
Валерий Гартунг (СР) подверг сомнению позицию профильного комитета о нецелесообразности выведения регулирования на федеральный уровень и напомнил о соответствующем поручении Президента, призвал фракции законопроекты поддержать.
Владимир Сысоев (ЛДПР) сообщил, что упомянутый представителем профильного Комитета приказ Минстроя является не обязательным, так как не зарегистрирован в Минюсте, а рекомендательным, что, на его взгляд, и привело "к вакханалии регионов в установлении тарифов на капремонт".
Алексей Куринный (КПРФ) заявил о поддержке двух законопроектов фракцией, поднял вопросы необходимости "установления сквозного контроля за регионами", а также напомнил успешный опыт регулирования энерготарифов и прогнозировал, что через три месяца придется устанавливать регулируемые государством, а не рынком тарифы и разрабатывать методики расчета.
Сергей Натаров (ЛДПР) отметил растущие протестные настроения среди населения из-за введения оплаты на капремонт. "Доверия к власти никакого не будет", если власть не будет обращать внимание на чаяния людей, считает А.Натаров. По его словам, фракция поддержит инициативы.
Виктор Шрейдер (ЕР) заявил, что фракция законопроекты не поддержит, признавая, что регулировать тарифы нужно, но на уровне регионов, доверяя им.
Законопроекты отклонены
Докладчик по законопроекту ? 153621-7 "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации" Сергей Натаров предложил разрешить формировать средства на спецсчетах, если они составляют менее половины необходимых для ремонта средств, не передавая их региональному оператору, подчеркнул, что средства региональных операторов "расходуются крайне нерационально".
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 9 статьи 173 Жилищного кодекса, согласно которому в случае отсутствия погашения задолженности по оплате взносов на капремонт за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 173 статьи, владелец специального счета в течение месяца обязан обеспечить проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме для принятия решения о порядке погашения задолженности.
Поддерживая позицию автора инициативы о преимуществах формирования фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома и считая необходимым стимулировать развитие данного способа формирования фонда капремонта, как стратегического, профильный Комитет, тем не менее, в своем заключении указывает, что не может поддержать законопроект. Причины озвучил заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. По его словам, предлагаемое в законопроекте изменение части 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации является избыточным. Кроме того, автором законопроекта не приводятся статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего механизма, а также данные правоприменительной практики, позволяющие прийти к выводу о нарушении Региональным оператором прав собственников помещений в многоквартирном доме.
По мнению Комитета, "исключение указанного механизма повлечет за собой неблагоприятные последствия, связанные с несвоевременным проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ввиду недостаточности средств в фонде капитального ремонта, формируемого на специальном счете".
Как пояснил Павел Качкаев, "учитывая наличие возможности наступления множества неблагоприятных последствий в связи с реализацией рассматриваемого положения законопроекта и отсутствие механизма, позволяющего их исключить, Комитет не может поддержать законопроект, который создает предпосылки для ущемления прав собственников помещений в многоквартирных домах, которые добросовестно исполняют свои обязательства".
Депутат также отметил, что Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также Правительство не поддерживают концепцию законопроект, на который поступило 76 отзывов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, 29 из них законопроект поддержали, 15 - замечаний и предложений к законопроекту не имеют, 32 - не поддержали.
В обсуждении участвовали: Дмитрий Ионин и другие депутаты. Выступая от фракции, Галина Хованская (СР) поблагодарила Председателя Правительства Дмитрия Медведева, вмешавшегося в ситуацию, когда обсуждались накопительные счета домов и региональных операторов, и законопроект С.Натарова поддержала. Илья Осипов (ЕР) отметил, что не сформированный фонд на капремонт дома приведет к обветшанию домов и невозможности ремонта, фракция законопроект не поддержит.
В заключительном слове Сергей Натаров заявил, что "спецсчета - это основа доверия людей к капремонтам", поэтому оставляет за собой право внести межфракционную инициативу.
Законопроект отклонен.
? 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой", запрещающий замещать отдельные должности в течение пяти лет после увольнения, представил депутат Павел Дорохин, приведя примеры богатейших бизнесменов страны, ранее занимавших высшие государственные должности.
Законопроектом предлагается увеличить с двух до пяти лет срок, в течение которого гражданин, замещавший должность гражданской или муниципальной службы из определенного перечня, после увольнения со службы не вправе без согласия специальной комиссии по урегулированию конфликтов интересов работать в организации, если отдельные функции государственного (муниципального) управления данной организацией ранее входили в его должностные обязанности.
В содокладе член Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Леонид Черкесов, приведенные в пояснительной записке к документу и озвученные примеры богатейших бизнесменов страны назвал некорректными, так как "у каждого человека есть право на свободный труд", в соответствии с Конституцией каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а двухгодичный срок запрета является разумным и соразмерным. Кроме того, по его словам, "автором законопроекта не предусмотрен механизм контроля за соблюдением предлагаемого запрета, в том числе, если работодатель находится вне юрисдикции Российской Федерации".
Подобные изменения, по словам Л.Черкесова, требуют тщательного обоснования, изучения статистики, а также не решат в полной мере обозначенную автором законопроекта проблему.
Обсуждение законопроекта будет продолжено на дневном пленарном заседании.