Утреннее пленарное заседание Государственной Думы 17 ноября
На утреннем пленарном заседании председательствовал Вячеслав Володин.
Порядок работы принят в целом, "за" ? 400.
Принят законопроект второго чтения:
? 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что это бюджет растущей экономики: "Мы впервые за прошедшие три года принимаем бюджет роста, у нас впервые по основным параметрам бюджет планируется с ростом более 2% ВВП. И второе чтение, конечно, - самое главное чтение при рассмотрении бюджета". В.Володин подчеркнул, что рассматриваемые поправки направлены на выполнение указов Президента России Владимира Путина по социальным обязательствам: "Мы за последние годы впервые выходим на принятие решений, связанных с повышением оплаты труда, социальных пособий".
С докладом выступил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он сообщил, что ко второму чтению в Комитет поступило 586 поправок, 406 из которых рекомендованы к принятию.
Согласно законопроекту, доходы бюджета Россия в 2018 году составят 15,26 трлн рублей, в 2019 году - 15,55 трлн рублей, в 2020 году - 16,3 трлн рублей. Расходы в свою очередь запланированы на уровне 16,53 трлн рублей в 2018 году, 16,4 трлн рублей в 2019 году и 17,155 трлн рублей в 2020 году. Таким образом, дефицит федерального бюджета в следующем году составит 1,3 трлн рублей, в 2019 году - 819,1 млрд рублей, в 2020 году - 870 млрд рублей.
В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы.
"Только на 2018 год было предложено перераспределить почти 1 трлн рублей. 700 млрд рублей ? в рамках 2019 года, 800 млрд рублей ? в рамках 2020 года. Это очень существенный объем в рамках бюджета", ? уверен А.Макаров.
Средства были распределены депутатами по наиболее приоритетным направлениям. Андрей Макаров обратил внимание, что составной частью бюджета на ближайшие три года стало распределение межбюджетных трансфертов.
"Впервые в истории бюджетного процесса все трансферты, все средства, которые получат региональные бюджеты, предлагается распределить в рамках закона о бюджете. То есть регионы уже сегодня увидят, на какую помощь они могут рассчитывать из центра, могут планировать свой бюджет, вести нормально свой бюджетный процесс", ? подчеркнул председатель Комитета.
Распределение средств между регионами было одобрено Трехсторонней комиссией Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства по межбюджетным отношениям.
По словам А.Макарова, на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов России в 2018 году будет распределено более 100 млрд рублей дотаций.
В ходе голосования депутаты приняли таблицу поправок, рекомендованных к принятию, "за" - 394. Также была принята таблица поправок, рекомендованных к отклонению, за исключением поправок, вынесенных на отдельное голосование, "за" - 392.
Обсуждая поправки, депутаты выступали за увеличение финансирования доступности внутренних перевозок, обеспечение лекарствами больных орфанными заболеваниями. Было высказано предложение о субсидировании региональных программ агропромышленного комплекса, а также о снижении процентной ставки по инвестиционным кредитам для сельского хозяйства и выделении дополнительных средств на госпрограмму развития промышленности и повышения конкурентоспособности. Звучали предложения о повышении зарплат бюджетников и стипендий, о выделении дополнительного финансирования для обеспечения льготных категорий граждан жильем.
Михаил Терентьев (ЕР) считает важным добавить в перечень НКО, которые получают субсидии из федерального бюджета, Театр мимики и жеста. По его подсчетам, на ремонт театра необходимо 30 миллионов рублей. Поправка была отклонена, однако Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил важность проблемы и выступил с альтернативным предложением: "Давайте это отразим в постановлении, предложив Министерству культуры рассмотреть этот вопрос".
Аргументируя отклонение поправок, председатель Комитета по бюджету и налогам неоднократно отмечал социальную ориентированность бюджета трехлетки и приводил данные, которые свидетельствовали о том, что затронутые парламентариями проблемы учтены в главном финансовом документе страны.