Деятели культуры рассказали депутатам о проблемах реализации закона о госзакупках
Комитет по культуре провел "круглый стол" на тему: "Совершенствование правового регулирования закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере культуры".
В дискуссии приняли участие депутаты, представители органов исполнительной власти и учреждений культуры.
Предваряя обсуждение, заместитель председателя Комитета Александр Шолохов отметил, что действующую контрактную систему не критикует только ленивый.
Только за прошедший год в закон о госзакупках внесено порядка 8 изменений.
"Это изменения частного характера, - пояснил А.Шолохов. - Они выводили из-под действия закона отдельные виды деятельности или отдельные учреждения. Речь шла о СМИ, учреждениях, работающих за рубежом. Поправки объяснялось тем, что нужно действовать эффективно, оперативно, дешевле. И это настораживает. Ведь если закон не эффективен, не позволят закупать дешево и оперативно, значит, он не в полной мере соответствует тем задачам, которые на него первоначально возлагались".
Учреждения и организации, использующие бюджетные средства, вынуждены держать в штате специальных сотрудников, которые занимаются госзакупками. А.Шолохов усомнился, что экономия бюджетных средств, полученная от реализации закона, окупает затраты на дополнительный персонал.
Проблем, по его словам, добавляют и так называемые сутенеры, выступающие на стороне поставщиков. "Они организуют участие в торгах десятков фирм, и желающий выиграть конкурс, должен отдать часть стоимости контракта "сутенеру", чтобы тот отошел в сторону. Это не спонтанные нарушения, а сложившаяся коррупционная система", - сказал депутат.
Начальник отдела госзакупок Эрмитажа Надежда Дубинина сообщила, что музей проводит порядка 500 закупочных процедур в год, то есть по три закупки ежедневно.
Говоря о трудностях, с которыми приходится сталкиваться профессионалам, она пожаловалась на то, что реестр недобросовестных поставщиков практически перестал работать. В 2016-2017 годах из каждых десяти заявок о включении в соответствующий реестр ФАС удовлетворял только три. По словам Н.Дубининой, ведомство перестраховывается, стремясь избежать возможных судебных разбирательств в случае обжалования. В итоге поставщик чувствует свою полную безнаказанность.
Директор Государственного академического театра имени Вахтангова Кирилл Крок рассказал, что его театр ежегодно тратит около шести млн. рублей на зарплату штатных специалистов сфере госзакупок и системного администратора, поддерживающего связь с сайтом, на оплату внешних экспертов, составление многочисленных документов и отчетов, приобретение бумаги и картриджей. Эти затраты не связаны ни с творчеством, ни с производством, подчеркнул К.Крок.
Он посетовал на то, что план-график закупок серьезно ограничивает творческую свободу. "В театре и в искусстве нельзя все спланировать. Это творчество. Оно рождается сиюминутно, в процессе производства, - заметил К.Крок. - Зачем нужен закон, который не работает ни на государство, ни на театр, ни на людей?"
Невозможно вычислить среднюю цену "коммерческого предложения", когда речь идет о заключении контракта с актером, продолжила критиковать закон Мария Ревякина, директор Государственного театра наций, который имеет своей постоянной труппы.
Еще одна проблема, на которую обратила внимание эксперт, связана с размещением персональных данных артистов на сайте госзакупок.
Генеральный директор Российской национальной библиотеки Александр Вислый предложил полностью отменить электронные аукционы. "Они ничего не дают кроме коррупционных схем", - аргументировал он, добавив, что 44-ФЗ, "сделанный в пользу поставщиков", серьезно нарушает баланс интересов.
По словам директора Государственного института искусствознания Наталии Сиповской, при нынешней системе закупок государственный и муниципальный заказчик рискует дважды: быть обворованным недобросовестным поставщиком или нарваться на серьезные штрафы.
"Если нет юриста, который умеет разговаривать с ФАС и правильно составлять документы, ты беззащитен, раздет, - согласился руководитель контрактной службы, экономический проректор ГИТИСА Валерий Суконкин. - Мало того, потом придут и скажут, что неэффективно использовал бюджетные деньги".
В ходе обсуждения предлагалось отменить положение о возможности поставки товара улучшенной характеристики, которое приводит к тому, что поставщик, не вдаваясь в детали техзадания, нередко просто пытается сбыть тот товар который у него есть.
Кроме того, участники дискуссии предлагали вывести из-под действия 44-ФЗ все "хозяйственные" закупки, на долю которых приходится порядка 30 процентов контрактов, и распространить на такие закупки нормы 223-ФЗ.
Звучали предложения отменить внешнюю экспертизу закупок, уточнить статус пожертвований, чтобы они не подпадали под действие закона о госзакупках, а также ограничить участие субподрядчиков в реализации контрактов.
Заместитель директора Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Карина Шарова признала, что система госзакупок нуждается в совершенствовании.
Заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Дмитрий Готовцев тоже согласился, что ряд вопросов заслуживает, как минимум, обсуждения.
По итогам "круглого стола" А.Шолохов сообщил, что для обобщения высказанных замечаний и подготовки поправок Комитет сформирует рабочую группу, куда в качестве экспертов будут приглашены представители учреждений культуры, Минэкономразвития, Минфина и ФАС.