Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального бюджета на 2018 год, а также на плановый период 2019-2020 гг.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на очередном заседании 10 октября рассмотрел проект федерального бюджета на 2018 год, а также на плановый период 2019-2020 годов.
Документ основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, основных направлениях бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 -2020 годов, а также на государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. В 2018 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение выплат социальных пособий и компенсаций.
2. Увеличено финансирование подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" более чем на 10 миллиардов рублей и составляет 473, 05 миллиардов рублей.
3. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 ? 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
4. Продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей.
5. В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год на дошкольное образование были заложены средства в размере 2, 813 млрд. руб. В процессе исполнения бюджета в 2017 году данная сумма была увеличена до 10,857 млрд. руб. (в основном ? субсидии на ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"). По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях, а в первую очередь ? детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Полагаем, что предусмотренные в проекте федерального закона на 2018 год ассигнования не позволяют обеспечить выполнение указанной задачи.
Комитет, в процессе обсуждения отметил следующее:
В проекте федерального закона заложено увеличение ассигнований на государственные программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы, "Развитие здравоохранения", "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Существенное увеличение расходов на Государственную программу "Развитие образования" на 2013-2020 годы обусловлено, в первую очередь выделением субсидий на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях (24. 5 млрд. руб.).
Увеличение ассигнований на подпрограмму "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" связаны, в основном, с увеличением расходов на выплату материнского (семейного) капитала в сравнении с проектным объемом на 2017 год.
Бюджет на 2018 год снова будет дефицитный. Дефицит составит более 1 триллиона рублей.
При этом общий объем выделяемых средств (семейно-детский бюджет) ? вырастет и составит 571 млрд. руб. (в 2017 году ? 505 млрд. руб.).
Сокращены объемы ассигнований по следующим направлениям:
1) Трансферты фонду социального страхования:
а) пособие по беременности и родам -420 млн. руб.
б) единовременное пособие при рождении ребенка -90 млн. руб.
в) ежемесячное пособие по уходу за ребенком -80 млн. руб.
При этом, проект федерального бюджета на 2018 года не предусматривает:
1) софинансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
2) индексацию размера материнского капитала (семейного) капитала. При этом, увеличена сумма предполагаемых выплат по сравнению с проектом бюджета на 2017 годом на 11,28 млрд. руб. Комитет неоднократно призывал вернуться к практике индексирования средств материнского (семейного) капитала;
3) увеличение суммы расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" (такая ситуация прослеживается на протяжении нескольких лет);
4) ощутимого увеличения объемов ассигнований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом данный вопрос является одним из наиболее острых и социально значимых;
5) централизованных закупок и последующего направления в субъекты Российской Федерации Минздравом России лекарственных препаратов для всех детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Комитет выразил удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".