Для сохранения и развития институтов гражданского общества в проекте бюджета 2018 ? 2020 годов недостаточно средств - считают в профильном комитете
На заседании Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений был рассмотрен проект федерального закона ?274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Согласно законопроекту, финансирование подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", входящей в состав Государственной программы "Социальная поддержка граждан" и направленной на создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), в 2018 году составит 391,3 млн рублей, что на 43% ниже, чем в 2017 году ? 896,2 млн рублей и ниже планового показателя, установленного на 2018 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 года" (398,7 млн рублей).
Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов подчеркнул, что уменьшение финансирования указанной подпрограммы не соответствует государственной политике, направленной на максимально возможное использование позитивного потенциала СО НКО в социально значимых областях общественной жизни, связанных с глобальной задачей сохранения и развития институтов гражданского общества.
Об особенностях механизма предоставления субсидий СО НКО по государственным программам "Социальная поддержка граждан" и "Доступная среда" дал пояснения первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко.
Создание условий для повышения эффективности деятельности СО НКО осуществляется также в рамках финансового обеспечения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года ?597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которым предписывается "предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Распределение грантов, начиная с 2017 года, осуществляет Фонд Президентских грантов, генеральный директор которого Илья Чукалин детально проинформировал членов Комитета о конкурсном отборе проектов НКО на получение финансирования. По мнению И.Чукалина, в 2018 году целесообразно сохранить установленный на 2017 год общий размер выделяемых НКО грантов, чтобы таким образом поддержать тенденцию возрастания активности НКО в таких социальных сферах, как здравоохранение, образование и наука, социальная поддержка.
В то же время, согласно правительственному законопроекту, финансовое обеспечение реализации данного положения Указа в 2018 году составит 4 105,9 млн рублей, в то время как в 2017 году объем финансирования составит 7 016,8 млн рублей Таким образом, финансирование предусмотрено сократить на 2 910,9 млн рублей, то есть на 41,5% в связи с выделением в 2017 году дополнительных ассигнований неправительственным НКО, участвующим в развитии институтов гражданского общества.
Члены Комитета единогласно высказались против планируемого в 2018 году сокращения основного источника финансирования СО НКО на федеральном уровне в рамках Президентских грантов, а также против сокращения финансирования подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных НКО".
Комитет считает недостаточным финансирование основного мероприятия "Создание, развитие и функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность", входящего в состав подпрограммы "Информационное государство" Государственной программы "Информационное общество", запланированного в 2018 году в размере 6 053,2 млн рублей, что меньше примерно на 5% планового показателя на 2018 год по действующему Закону о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2019 и 2019 годов.
Председатель Комитета Сергей Гаврилов отметил, что увеличение финансирования формирования государственной системы миграционного и регистрационного учета необходимо, поскольку функционирование данной системы направлено на обеспечение безопасности государства, борьбу с терроризмом и преступностью в сфере незаконной миграции.
Финансирование, направленное на реализацию мер по совершенствованию миграционной политики в части привлечения в Россию соотечественников, в первую очередь высококвалифицированных кадров в сфере преподавательской и научной деятельности, в 2018 году планируется в размере 2 085,2 млн рублей, в то время как в 2017 году составит 2 236,2 млн рублей, что также недостаточно с учетом того, что программа охватывает более 60 регионов страны.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы финансирования Государственной программы "Реализация государственной национальной политики", в которую входят, в частности, подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации" и "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве". Финансовое обеспечение первой из указанных подпрограмм составит в 2018 году 1 346,3 млн рублей, что ниже показателя 2017 года ? 1 856,5 млн рублей, но выше показателя, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" - 1 121,2 млн рублей. Финансовое обеспечение второй - составит в 2018 году 385,1 млн рублей, что выше показателя 2017 года ? 314,6 млн рублей и выше показателя, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" - 314,6 млн рублей.
Члены Комитета поддержали положения законопроекта об увеличении финансирования мероприятий по реконструкции ряда объектов культурного наследия, являющихся имуществом религиозного назначения, в том числе, по проектированию и реконструкции наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии, на 305,5 млн рублей.
По итогам заседания Комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона ? 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом необходимости увеличения в 2018 году финансовой поддержки из средств федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций, как минимум, до уровня 2017 года, а также увеличения финансирования развития и функционирования государственной системы миграционного и регистрационного учета и программы переселения в Российскую Федерацию соотечественников, в первую очередь из числа высококвалифицированных специалистов.