Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о ведении гражданами садоводства и огородничества
19 июля на дневном пленарном заседании Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект ? 1160742-6 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный законопроект был внесен в Госдуму Правительством России по поручению Президента с целью комплексного совершенствования правового регулирования отношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Законопроект был принят в первом чтении 15 марта 2017 года. В ходе его дальнейшей доработки прежнее название "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было изменено в связи с уточнением предмета правового регулирования, который был расширен и, после внесения серьезных поправок, документ регулирует в полном объеме отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
Так, законопроект вводит понятие "жилой дом" и исключает определения терминам "дача", "дачный дом", "дачное хозяйство" в целях недопущения правовых неопределенностей после Решения Конституционного Суда об объединении содержания понятий "садового" и "дачного" участков.
"Принципиально новым для садоводов является то, что законопроект позволяет гражданам ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица. Но в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им предлагается такая возможность - как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков", ? пояснил Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Также законопроектом прописаны полномочия некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, их ответственность. Для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества.
В новой редакции законопроектом предусмотрена возможность таких собраний на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность.
Документом также доработан понятийный аппарат, в частности, понятие "границы территории товарищества" заменено на "территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд", что является одним из ключевых определений в законопроекте, так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом. Конкретизировано в документе и определение "имущества общего пользования", установлены возможные его виды и цели использования, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью.
Кроме того, законопроект предусматривает обязанность лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества.
При этом они вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества, а также принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения этим имуществом.
В новой редакции законопроектом предусмотрено, что недвижимое имущество общего пользования, приобретенное после вступления в силу законопроекта, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
При этом в отношении организаций, созданных до принятия законопроекта, и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче указанного имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков.
Немаловажным новшеством для граждан является упрощение порядка лицензирования скважин товариществ, необходимость которого обусловлена законом о недропользовании. Требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2020 года.
Срок вступления в силу законопроекта перенесен на 1 января 2019 года, что в случае принятия законопроекта в весеннюю сессию дает переходный период около 1,5 лет. При этом в отношении реорганизационных процедур установлен отдельный переходный период ? 5 лет с даты вступления законопроекта в силу (до 1 января 2024 года).
"Очень важной заслугой законопроекта является соблюдение прав наших граждан: и садоводов, которые не хотят быть членами садоводческих объединений, и тех, кто является сторонником такой формы ведения хозяйства. Теперь это документ не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство. Я хочу отдельно отметить ту огромную работу, которая была проведена депутатами Государственный думы всех фракций при доработке данного законопроекта. Мы проводили и парламентские слушания, и неоднократно его обсуждали в ходе встреч с избирателями в рамках региональных недель. И теперь, я думаю, этот законопроект действительно отражает пожелания всех граждан, так или иначе занимающихся садоводством и огородничеством", - отметил Николай Николаев.
Законопроект принят во втором чтении, "за" проголосовало 319 депутатов. Третье чтение рекомендовано на внеочередное пленарное заседание 20 июля.