Потенциал просветительских проектов в развитии образования обсудили в Государственной Думе
23 мая в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: "Ресурсы развития образования и науки: образовательные и просветительские проекты кино, телевидения, СМИ, организаций культуры".
В заседании участвовали депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, научного сообщества.
Мероприятие открыл председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он отметил, что за последние несколько лет информационные технологии активно развиваются и используются в области образования. Сегодня, имея интернет, виртуально можно посетить большое количество музеев России и мира, из глобальной сети много можно почерпнуть для технического творчества молодежи. По мнению В.Никонова, "важно довести лучшие достижения информтехнологий в традиционный образовательный процесс". Также необходимо увеличить долю просветительных проектов в кино, телевидении и СМИ, повысить их целевую аудиторию.
Заместитель Министра образования и науки Вениамин Каганов продолжил тему интерактивного образования. По его словам, на телевидении появились образовательные мультпроекты. Например, мультфильмы "Фиксики", "Лунтики". "Если мы хотим, чтобы ребенок с чем-то познакомился его нужно вовлечь в качестве активного участника событий", - продолжил он одобряя интерактивные экспозиции в музеях.
Замминистра полагает, что современные образовательные программы построены таким образом, что у детей остается очень мало времени, чтобы узнать что-то новое. Он сообщил, что в ведомстве идет работа по выработке стратегии интеграции неформального образования, В.Каганов выразил уверенность, что рекомендации по итогам слушаний принесут практическую значимость в этом процессе.
Член правления Российского книжного союза Олег Новиков заверил, что "книга в бумажном формате не умирает". По его данным, издания востребованы в школьных библиотеках наряду с электронными версиями литературных произведений. "Школьники с интересом изучают электронные образовательные ресурсы. А учителя не готовы быть проводниками электронного формата", - полагает он, добавив, что темпы изучения новых технологий у школьников гораздо выше, чем у педагогов.
Вячеслав Никонов при этом отметил, что проблема подготовки учителей в этом направлении становится центральной.
"Учитель должен гореть своим делом и увлекать своих учеников", - уверена председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева. Она рассказала, что за свои 27 лет в работе в школе часто использовала интерактивные методы преподавания, по ее мнению, современные технологии сегодня дают новые возможности, вовлекая детей в процесс обучения.
Доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии образования Вадим Демин критически высказался в отношении интерактива, в частности виртуального присутствия в музеях. "Настоящее соприкосновение с искусством может быть только в выставочном зале только рядом с картиной. Музыку можно услышать только находясь в зале", - уверен он. В.Демин обратил внимание на недостаточную подготовку учителей. По его словам, в педагогические вузы идут только те, кто не смог никуда поступить, в этой связи ученый выступил за создание "государственной системы отбора таланта учительства".
Вячеслав Никонов на это ответил, что за последний год количество абитуриентов в педагогические университеты выросло, и туда ходят поступить люди действительно желающие работать учителем. Подводя итоги, председатель Комитета отметил, что существует много информационных продуктов, которые нужно вводить в процесс обучения.
В завершение слушаний Правительству Российской Федерации было рекомендовано обеспечить поддержку инициативам образовательных организаций в части создания и реализации проектов для молодежи на основе более тесного сотрудничества и взаимодействия средств массовой информации, организации культуры, кино, телевидения с образовательными организациями.