В Госдуме обсудили идею внедрения `золотого стандарта` школьного образования
Комитет по образованию и науке провел "круглый стол" на тему: "Законодательные требования к составу и содержанию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и правоприменительная практика - основа для формирования комплексных изменений ФГОС".
В дискуссии приняли участие депутаты, представители Министерства образования и науки, региональных органов власти, руководители образовательных организаций, представители экспертного сообщества.
По словам председателя Комитета Вячеслава Никонова, после того как в 2003 году содержание образования "исчезло" из федеральных государственных образовательных стандартов, единство образовательного пространства в России оказалось "разорвано в клочья по многим направлениям".
"Идея о том, что творчество отдельных образовательных организаций должно быть определяющим в образовательном процессе, привела к тому, что у нас уже нет школ с совпадающими образовательными программами, - сказал В.Никонов. - В разных школах, а порой и в разных классах дети изучают разные вопросы. Стремительно возросло количество школьных учебников. В настоящее время их насчитывается более 1400".
Теперь, сообщил В.Никонов, предпринимаются шаги, чтобы исправить ситуацию. "Существует четкое понимание того, в каком направлении двигаться. Разработаны алгоритмы, как решать задачу обеспечения единства образовательного пространства в разных областях. И вопрос в том, как это лучше всего зафиксировать законодательно", - сказал он.
Заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая считает, что содержание образовательных программ должно быть базовым и общим для всех.
"Нужно наконец отделить коммерческую составляющую от государственной обязанности дать каждому ребенку в России золотой стандарт качества образования", - подчеркнула она, заметив, что в отсутствие четких требований к содержанию школьного образования идет конкуренция не за знания ребенка, а за то, кто выгоднее реализует свой продукт.
При этом, нормативное обеспечение общности образования вовсе не означает попытки унифицировать детей, заявила И.Яровая. Речь о том, чтобы защитить конституционные права ребенка и семьи на доступное и равное по качеству образование.
По словам И.Яровой, правильнее всего, если такие стандарты будет разрабатывать Российская академия образования, а утверждать профильное министерство.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина видит задачу в том, чтобы обеспечить единство образовательного пространства, сохранив при этом вариативность образования.
Председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Александр Русаков отметил, что прежние реформы в сфере образования вызывали неудовлетворенность в обществе и теперь оно находится в ожидании качественных перемен. "Мы действительно многого ждем от изменения политики в сфере школьного образования", - признался он, в то же время заметив, что далеко не все школы и учителя готовы к тому, чтобы перейти на "золотой стандарт".