В Госдуме обсудили механизмы государственной поддержки малых форм хозяйствования
23 июня Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел "круглый стол" на тему: "Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования". В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов власти, руководители образовательных, научных учреждений и организаций, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, руководители и специалисты аграрных предприятий, фермерских казачьих хозяйств, индивидуальные предприниматели, представители кооперационного проекта Германо-российского аграрно-политического диалога, научные сотрудники и эксперты.
Вела заседание член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Светлана Максимова. Во вступительном слове она отметила, что к малым формам агробизнеса относятся фермерские и часть личных подсобных хозяйств.
По её словам, в настоящее время происходит процесс кооперирования сельхозтоваропроизводителей: "вовлечение личных хозяйств и мелких фермерских хозяйств в различные формы кооперативов, что позволяет улучшить экономические показатели и решить ряд социальных проблем села". Но для формирования совершенствования механизмов малых форм хозяйствования необходимо преодолеть социально-экономический кризис в АПК, связанный, по мнению депутата, с новыми экономическими условиями, и "роль сельхозпроизводителей в продовольственном обеспечении страны велика, а по некоторым товарным позициям является определяющей".
Среди проблем С.Максимова назвала: барьеры во взаимодействии органов власти и сельхозпредпринимателей при оформлении и регистрации сельхозугодий для малых форм хозяйствования; отсутствие юридической помощи и ее доступности для сельхозпроизводителей; доступность информации в сфере программ и субсидий по поддержке малых форм хозяйствования.
Депутат уверена, что человек, работающий на селе, не должен тратить время на преодоление административных барьеров, и в этом её поддержало большинство участников "круглого стола".
Кроме того, С.Максимова представила проект программного документа партии "Единая Россия" по развитию отечественного сельского хозяйства, состоящий из круга следующих задач: по обеспечению продовольственной безопасности, повышению доступности и качества продуктов питания для населения; повышению доходности отечественных сельхозпроизводителей и снижению административной и налоговой нагрузки на них; введению в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения и повышению доступности земельных ресурсов для отечественных сельхозпроизводителей; по технической модернизации отрасли и расширению возможностей агролизинга; по обеспечению АПК квалифицированными кадрами; по развитию сельских территорий, обеспечению занятости и достойного уровня жизни на селе.
Ректор Московского государственного университета технологий и управления имени имени К.Г.Разумовского Валентина Иванова, говоря об актуальности поднятой комитетом темы и программы Единой России, а также о выполнении Доктрины национальной продовольственной безопасности, упомянула два важных показателя - производство молока и мяса, которые так и не были достигнуты. Но она выразила уверенность, что у малых хозяйств "большой потенциал, который мы сможем повернуть в нужную нам сторону".
Нужно, считает ректор, "выстроить цепочку совместно", чтобы отвоевать позиции не только в сельхозпроизводстве, но и в переработке продукции, в которой за период, когда был открыт рынок для иностранцев, они заняли более 60% в переработке в целом, по молоку - 70%, в переработке овощей 50%, более 70% - фруктов, 80% - в пивоварении.
В.Иванова, говоря о губительной деятельности посредников, торговых сетей и систем хранения, недоступных для малого бизнеса, заявила о необходимости создания альтернативных сетей и путей продвижения продукции, призвала государство активнее включаться в эту работу, создавая стимулы и преференции для отечественных сельхоз производителей.
Чтобы осуществить "переход на новый технологический уклад и сформировать серьёзную волну роста", Валентина Иванова обозначила пять шагов. Первый – активное и широкое обсуждение научных основ развития АПК. Второй ? создание системы инноваций и внедрения НИР в малый бизнес. Третий ? развитие сельхозконсультирования и сельхозкооперации. Четвертый ? организация сбыта, хранения и переработки продукции малых форм хозяйствования в шаговой доступности к ним. Пятый ? механизм поддержки малых форм хозяйствования через нормативно-правовые акты и закупка для нужд государства в регионах принадлежности, в первую очередь, для соцпитания. Тогда, уверена ректор, может быть сформирован механизм отслеживания национальной системы качества.
Заместитель генерального директора АО "Росагролизинг" Наталья Зудина рассказала об опыте взаимодействия Росагролизинга с компаниями малого и среднего бизнеса, подробно остановившись на работающей последние три года программе технического перевооружения. По её мнению, малое и среднее предпринимательство - "основной драйвер роста на селе".
Н.Зудина также проинформировала, что сейчас в 3-4 раза меньше работает техники на селе, чем в 1991 году, хотя средств выделяется больше. В 2016 году объем сельхозтехники, поставленный по программе перевооружения фермерских хозяйств, составил 5666 единиц на сумму более 9 млрд рублей, и 16 единиц техники впервые за последние годы были поставлены в учебные заведения.
При этом представитель Росагролизинга констатировала, что спрос у предпринимателей на энергонасыщенную и высокопроизводительную технику.
Представитель Минсельхоза России - Директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец рассказал о грантовой поддержке оказываемой государством малым формам хозяйствования. По его словам, "в соответствии с действующими нормативными актами Минсельхоз предоставляет субсидии бюджетам субъектов Федерации, региональные программы которых прошли отбор в порядке, установленном Минсельхозом России".
Поддержка крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляется в рамках специальной подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В 2015 году из федерального бюджета были направлены субсидии в объеме 3,2 млрд рублей 79 субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий по грантовой поддержке начинающих фермеров. Из региональных и местных бюджетов направлено 0,8 млрд руб. В 2016 году начинающим фермерам в федеральном бюджете предусмотрено 3,9 млрд руб. В текущем году господдержка оказана 2 313 начинающим фермерам.
Говоря о развитии семейных животноводческих ферм, В.Свеженец сообщило господдержке в 2015 году 73 субъектам Федерации в 3,075 млрд руб, и региональном софинансировании в размере 1,04 млрд руб. В 2016 году на фермы в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд руб. Ппо состоянию на 9 июня 2016 года государственная поддержка оказана 471 семейным животноводческим фермам.
По словам представителя Минсельхоза России, с 2015 года началась грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы. На эти цели из федерального бюджета были выделены средства в объеме 0,4 млрд руб. По его словам, в приоритетном порядке гранты выделяются кооперативам, занимающихся сбором, обработкой и реализацией молока, мяса, рыбы и аквакультуры, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих. Поддержку получили 88 кооперативов в 25 регионах.
В настоящее время, по заявлению В.Свеженца, Минсельхозом России совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями ведется работа по усовершенствованию грантовых программ поддержки малых форм хозяйствования по увеличению максимального размера гранта начинающим фермерам с 1,5 млн до 3 млн руб.., семейным животноводческим фермам в области молочного скотоводства ? с 21 млн до 30 млн руб.
В ходе обсуждения участники "круглого стола" отмечали, что государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации отечественной сельхозпродукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения. Обеспечивается их доступ к краткосрочным и инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Кроме того, господдержка предоставляется в виде субсидий бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах фермерскими хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Участники также отмечали, что наряду с успешной грантовой помощью сохраняется целый ряд проблем, связанный с профессиональной подготовкой кадров для села.
Для увеличения производительности труда и урожайность, повышения уровня продовольственной безопасности и конкурентоспособности отечественного продовольствия Союз производителей сельхозтехники и оборудования для АПК "СОЮЗАГРОМАШ" предложил поднять тему возрождения отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения как составной части инженерно-технической системы агропромышленного комплекса страны, потому что именно эта отрасль сегодня нуждается в совершенствовании механизмов господдержки.
Чтобы добиться успеха в импортозамещении, предлагалось разработать и принять федеральный закон "Об агропромышленном комплексе, его структуре и организации управления", а также "узаконить сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности". Необходимо, уточнив, внести в документы "экономико-политическое понятие" - "Агропромышленный комплекс", а также "Система инженерно-технического обеспечения АПК". Решение этих вопросов, по мнению членов Союзагромаша, даст возможность учитывать в государственной статистической отчетности "Сельхозмашиностроение" как отрасль промышленности, чего нет в настоящее время.
Минпромторгу России предлагалось воссоздать "Департамент сельхозмашиностроения", что придаст отрасли статус ведущего звена инженерно-технической системы обеспечения АПК.
Также отмечалось, что размер утилизационного сбора завышен. Выступающие предлагали Минпромторгу подготовить Программу об утилизации сельхозтехники, аналогичную утилизации автотехники гражданского назначения.
Более того, для повышения производительности и эффективности АПК, в первую очередь, предлагалось: наложить мораторий на пять лет по долгам сельхозпроизводителей, что повысит доступность техники для аграриев (сейчас просроченных долгов у предприятий АПК более 2 трлн руб.); увеличивать в течение пяти лет докапитализацию Росагролизинга по 5 млрд рублей ежегодно на обновление парка машин; произвести техническое перевооружение сельхозпредприятий, для чего требуются дешёвые (6-7%) и долгосрочные (10-15 лет) кредиты, снижение налоговых нагрузок, господдержка на один гектар угодий в рамках европейского уровня и, наконец, специальные цены на ГСМ и энергоносители, причем, цены на ГСМ должны быть не выше уровня 20% рентабельности нефтеперерабатывающих заводов.
Все высказанные предложения Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам аккумулирует и по итогам обсуждения подготовит рекомендации "круглого стола".