Коренные и малые народы Севера не смогут воспользоваться правом на альтернативную службу
В нынешней редакции закона право на "альтернативку" предусмотрено, если представители этих народов проживают в местах компактного расселения и занимаются традиционным промыслом. К 18 годам большинство из них проживает в райцентрах и либо еще не закончили школу, либо учатся в ПТУ. Поправка предполагала, что альтернативной службой будет считаться занятие традиционным промыслом. Закон "Об альтернативной службе" был принят 25 июля и вступает в силу 1 января 2004 года, однако, весной и летом текущего года Госсовет Карелии и Законодательное собрание Пермской области внесли в Госдуму поправки к этому закону. Их суть - сократить сроки альтернативной службы с 3,5 лет до 2, отменить экстерриториальный принцип прохождения альтернативной службы и упростить процедуру назначения альтернативной службы. Согласно одной из поправок, которые должны обсуждаться на завтрашнем заседании, призывная комиссия и призывник, заявивший о намерении служить не в вооруженных силах, поменяются местами. Теперь не гражданин будет доказывать свое право на альтернативную службу, а военкомат должен обосновать свой отказ и доказать, что заявленные им мотивы не соответствуют действительности. Об этом заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Эдуард Воробьев. Он пояснил, что на сегодня "нет юридических механизмов определения мотивов для решения призывной комиссии отправить молодого человека на службу без ношения оружия". Несмотря на то, что у призывника есть право приглашать на заседания представителей религиозных конфессий, в военкомате все равно могут счесть основания недостаточными. Поэтому, будет правильнее с юридической точки зрения обязать комиссию доказать ложность мотивов призывника. Полгода, которые закон отводит для решения вопроса в каждом конкретном случае, по мнению депутата Воробьева, военкомат может использовать для поиска необходимых доказательств и соответствующего расследования. Закон может вступить в силу уже в обновленной редакции, считает Воробьев. Его оптимизм не разделяет координатор рабочей группы ГД по законодательству об альтернативной службе Лев Левинсон. Как он сообщил корреспонденту БПИ, вопрос о процедуре доказывания пацифистских или религиозных убеждений из всех вопросов, которые имеются к этому закону, на самом последнем месте. В принципе, нынешняя редакция уже предполагает, что если призывник-альтернативщик прошел всю призывную процедуру, и за полгода после поданного им заявления комиссия не нашла никаких свидетельств, подтверждающих заведомо ложный мотив, то он направляется на альтернативную службу. Главное, считает Левинсон, это сроки службы, отмена экстерриториального принципа и отмена комиссии, которую будущий альтернативщик должен пройти еще до первой призывной комиссии, т.е. еще до достижения 18 лет.