На пленарном заседании обсудили требования к опекунам и усыновителям
На утреннем пленарном заседании Госдума обсудила в первом чтении подготовленный Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей законопроект ? 574346-6 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" (об уточнении категории лиц, имеющих право быть усыновителями, опекунами (попечителями), разработанный Правительством для реализации Постановления Конституционного Суда.
Законопроект от Правительства Российской Федерации представила первый заместитель Министра образования и науки Наталья Третьяк. Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина поблагодарила Правительство "за быструю реакцию на Постановление Конституционного суда" ирекомендовала "законопроект поддержать".
По действующему закону, усыновителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Постановлением Конституционного Суда было установлено, что абзац десятый пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации не соответствует Конституции, поскольку в силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об усыновлении, когда потенциальный усыновитель способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье, не правомочен принимать во внимание обстоятельства совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, а также иные существенные для дела обстоятельства.
В связи с этим законопроектом предлагается разграничить категории лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями.
Безусловный запрет устанавливается для лиц: имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям тяжких или особо тяжких преступлений, а также за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени их тяжести; имеющих неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию за преступления небольшой или средней тяжести из перечня вышеуказанных преступлений (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях и клеветы).
Законопроектом также предусматривается, что лица, имевшие судимость или подвергавшихся уголовному преследованию, могут быть усыновителями, в случае признания судом таких лиц, не представляющими опасности для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого. При этом при вынесении решения судом будет оцениваться, насколько усыновление ребенка конкретным лицом соответствует цели максимальной защиты прав и законных интересов ребенка, обеспечения его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития без риска быть подвергнутым опасности.
Аналогичные правила предлагается применять также и в процессе установления опеки или попечительства. Полномочия по оцениванию всех обстоятельств совершенного или возможно совершенного преступления и личности лица будет осуществлять соответствующий орган опеки и попечительства. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям прав на усыновление детей, установление в отношении них опеки или попечительства. При определении такого баланса, суд или орган опеки и попечительства должен особое значение придавать интересам усыновляемого, передаваемого под опеку или попечительство, ребенка.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.